Законы дороги или Сборник неофициальных ПДД

Итак, Вы перестали быть пешеходом! Поздравляем! Предполагаем, что Вы уже выучили все правила дорожного движения, научились управлять машиной и даже совершили свою первую самостоятельную поездку, а может быть, даже выбрали автомобиль по вкусу и приобрели его. Однако для того, чтобы быть хорошим водителем, этого недостаточно. Водителю с большой буквы необходимо хорошо ориентироваться на дороге, понимать ее «язык». В этом ему помогает и опыт, приобретаемый со временем, и уверенность, и даже некоторый талант. «Язык дороги» складывается из полезных мелочей, негласных законов и правил, выводов, полученных благодаря нештатным ситуациям. Часто в сложных ситуациях дорога сама подсказывает нужную модель поведения, правильный ответ на сложный вопрос. Важно научиться понимать, о чем она говорит.

Данный материал является своеобразным водительским «разговорником», в котором собраны знания многих автомобилистов. Цель статьи – сделать эти правила доступными и понятными для многих. Тогда водители на дороге смогут свободно общаться друг с другом на одном языке.

Безопасность движения

Ваши действия должны быть понятны и предсказуемы для окружающих.

Старайтесь ездить с безопасной скоростью, ею считается скорость движения потока.

Выезжайте из дома заранее – так Вам удастся избежать лишней суеты.

Не садитесь за руль, если чувствуете сильную усталость или сонливость.

Будьте осторожны за рулем, если Вы долго не управляли автомобилем и потеряли навыки.

Помните, что дорога бывает скользкой не только в дождь и снег, а также в сильную жару от выделяемых асфальтом смол и осенью от опавшей листвы.

При движении по дороге, покрытой мелким гравием, перестройтесь вправо и снизьте скорость для снижения вероятности попадания камней в стекла автомобиля.

Перед дальней дорогой протрите все стекла машины, чтобы снизить напряжение на глаза и уменьшить их усталость.

Учитывайте тот факт, что глазам требуется до трех секунд, чтобы начать различать предметы в резко изменившихся условиях освещенности, например, в тоннеле после движения в ясную погоду по открытой местности.

Старайтесь не ездить по трамвайным рельсам – они увеличивают длину тормозного пути и являются местом скопления мусора, который может повредить покрышки авто.

Не кладите предметы под водительское сиденье, при перемещении они могут заблокировать педали.

Не вешайте ничего на лобовое зеркало – наличие на нем предметов притупляет боковое зрение.

Не возите ничего на задней полке - при резком торможении вещи могут ударить сидящих в салоне людей.

Не заклеивайте задние фары тонировочной плёнкой – они тускнеют и перестают отражать свет движущихся сзади машин.

Обязательно пользуйтесь ремнями безопасности.

Для перевозки детей используйте специальные детские кресла.

Не забывайте блокировать задние двери, если на заднем сиденье находятся дети.

Световые и звуковые сигналы

Вас пропустили в потоке – не забудьте отблагодарить, моргните «аварийкой».

Не рассчитали своих возможностей и случайно кого-то «подрезали» - извинитесь, моргните «аварийкой».

Заметили препятствие на встречной полосе – предупредите об этом движущихся навстречу водителей переключением ближнего света на дальний.

Заметили неполадку в соседней машине – при приближении посигнальте ее водителю и укажите на поломку рукой.

Если во время езды по крайнему левому ряду Вам моргают фарами сзади – перестройтесь по возможности вправо.

Уважайте других участников дорожного движения – предупреждайте о своих маневрах указателями поворота.

Подавайте звуковой сигнал только для предотвращения аварийной ситуации. Для решения других проблем (вызвать кого-то из дома, открыть ворота, выказать свое недовольство сложившейся ситуацией) существуют другие способы.

Включайте ближний свет фар для идентификации своего автомобиля при быстрой езде, езде по горным дорогам, движении утром и вечером или в условиях, когда солнце светит в спину.

Интервал, дистанция, встречный разъезд

Соблюдайте безопасную дистанцию по отношению к другим транспортным средствам.

При затруднении движения на одной из полос, пропустите машину, которая вынуждена перестроиться в ваш ряд. Организованность и соблюдение правил хорошего тона помогают значительно сократить время простоя в «пробке».

При подъеме по склону не останавливайтесь чересчур близко к автомобилю, идущему впереди: даже опытный водитель может откатиться назад в начале движения.

Обгон

Перед началом обгона хорошо просчитайте все свои действия.

Не приближайтесь к впереди идущей машине слишком близко, если не собираетесь ее обгонять.

При завершении обгона не тормозите перед автомобилем, который опередили.

Не спешите занимать место машины, ушедшей на обгон. Оставьте его на случай, если водитель не успеет завершить маневр и решит вернуться назад.

Не разгоняйтесь, когда Вас обгоняют.

По возможности сдайте немного вправо, когда Вас обгоняют.

Не стоит при обгоне полагаться только на зеркала, ведь у них есть «мертвые зоны».

Будьте особо внимательны при обгоне на подъеме с выездом на встречную полосу.

Пересечение поворотов и перекрёстков

Стоя на перекрестке в ожидании поворота не выворачивайте колеса, держите их прямо во избежание выбрасывания на встречную полосу при толчке сзади.

На трехполосной дороге не занимайте правый ряд перед светофором со стрелкой, не мешайте проезду других автомобилей.

Приближаясь к закрытому повороту или неосвещенному перекрестку в темное время суток, предупредите о своем появление морганием фар дальнего света.

Будьте готовы к тому, что за тяжелым медленно идущим транспортом может находиться водитель-лихач, стремящийся быстрее проехать. Это особенно актуально при подъезде к закрытым участкам дороги, например, поворотам.

Пробки

В пробке сильно не разгоняйтесь – можете не успеть вовремя затормозить.

Тормозите аккуратно и плавно – едущий позади автомобиль должен быть предупрежден о Вашем торможении.

Не выезжайте на перекресток, заполненный машинами, – Вы перекроете движение остальному транспорту.

Не съезжайте без необходимости со своей полосы, не создавайте лишней суеты на дороге.

Не падайте духом! У каждой пробки есть конец!

Остановка, парковка и выезд из дворов

При парковке не загораживайте проезд другим машинам.

Старайтесь экономить место – кроме Вас автомобиль хотят поставить и другие.

По возможности паркуйтесь задним ходом – легче будет выезжать.

Пропускайте другие автомобили, выезжающие со стоянок и парковок и пытающиеся влиться в плотный поток машин.

Зимой при парковке старайтесь оставлять большие интервалы до других автомобилей, ведь заносы – это частое явление в такое время года.

Тормоза

Автомобиль меняет направление своего движения только тогда, когда управляемые колеса не заблокированы. Принимайте это во внимание при выжимании тормозов.

Не проезжайте ямы и другие препятствия на зажатых тормозах. Тормозите заранее, а перед помехой отпустите педаль, так удар значительно смягчается.

Притормаживайте перед крутыми поворотами.

Не тормозите резко перед крупногабаритными автомобилями – их тормозной путь значительно длиннее Вашего.

В случае остановки жестом работника ГИБДД не тормозите резко, так Вы можете создать аварийную ситуацию на дороге.

Если двигатель Вашего автомобиля был усовершенствован, следует также улучшить его тормозную систему.

Движение в тёмное время суток

Не забывайте включать ближний свет с наступлением сумерек.

Учитывайте тот факт, что ночью при различении света обеих фар встречного автомобиля расстояние до него составляет 300-400 метров.

При отсутствии автоматической регулировки фар или «умной» подвески регулируйте свет самостоятельно.

При езде за другим автомобилем выключайте дальний свет, не слепите водителей в зеркала заднего вида.

Если водитель автомобиля на встречной полосе едет с дальним светом фар, помигайте ему, переключая ближний и дальний свет.

Если следующий за Вами водитель слепит Вас в зеркала заднего вида дальним или неотрегулированным ближним светом, сообщите ему об этом включением задних противотуманных фонарей или аварийной сигнализации.

Во время обгона не включайте дальний свет фар до тех пор, пока Ваш автомобиль не поравняется с обгоняемой машиной.

Подъезжая к подъему, стоит быть готовым к тому, что появляющаяся на его вершине машина неизбежно ослепит Вас даже ближним светом.

Следите за чистотой ветрового стекла.

При сильном ослеплении нужно не меняя ряда плавно притормозить и включить аварийную сигнализацию.

Используйте противотуманные фары строго по назначению, ведь их свет может слепить встречные автомобили сильнее, чем свет дальних фар.

При обнаружении движущейся навстречу одной фары считайте ее правой фарой автомобиля и при необходимости готовьтесь свернуть на обочину.

Будьте внимательны к грузовикам – их истинные размеры могут не всегда совпадать с обозначенными габаритными огнями.

При движении по ночной незнакомой дороге снижайте скорость перед поворотами, так как темнота сокращает угол зрения и снижает точность восприятия.

Движение в дождь и пересечение водных препятствий

Выезжайте заранее, если на улице идет дождь, так как средняя скорость потока автомобиле в такую погоду составляет 40-50 км/ч.

Будьте внимательны: первые десять минут после начала дождя дорога особенно скользкая из-за того, что намокает тончайшая пленка из пыли и масла, которой покрыта любая дорога.

В дождливую погоду следует начинать тормозить заранее, используя при этом плавные нажатия на педаль тормоза.

В условиях дождя или мокрого снега должны быть включены дворники и ближний свет для улучшения различения Вашего автомобиля.

Держитесь подальше от автобусов и грузовиков – грязь из-под их колес при попадании на лобовое стекло может лишить Вас обзора.

Припаркуйтесь на обочине, включив «аварийку», и переждите стихию, если дождь слишком сильный.

Будьте осторожны при проезде крупных луж – под водой могут находиться камни, кирпичи; машина может потерять управление (эффект аквапланирования); вода может вывести из строя или повредить узлы автомобиля.

Преодолевайте затопленные участки дороги на очень низкой скорости и с учётом особенностей машины.

Проехав по луже и намочив тормозные колодки, просушите их, слегка притормозив пару раз.

Если Вы заскользили по воде, снимите ногу с педали газа и дождитесь, пока ход автомобиля замедлится, и он снова найдет контакт с дорогой.

Если намок ремень привода генератора, раздастся характерный писк под капотом. Нажмите несколько раз на педаль газа. Если писк не прекращается, остановитесь и ждите, пока ремень привода высохнет.

Движение в туман

Следите за чистотой фар и габаритных фонарей автомобиля.

При передвижении в тумане сбросьте скорость, включите подфарники или противотуманные фонари, не обгоняйте другие машины и увеличьте интервалы до рядом идущих автомобилей. В тумане расстояние до предметов кажется в два раза больше, чем в действительности.

В зависимости от плотности тумана снижайте скорость вплоть до полной остановки.

Следите за едущими перед и за Вами автомобилями.

Движение в зимнее время года

По возможности не пользуйтесь всесезонной резиной – устанавливайте зимнюю резину на все четыре колеса независимо от типа привода.

Учтите тот факт, что в сильные морозы лед «удерживает» шину лучше. Скользкость возникает из-за водяной пленки, появляющейся при потеплении.

Знайте, что нешипованную шину лучше всего держит шершавый лед, немного хуже гладкий, еще хуже бугристый.

На скользком покрытии лучше удерживают шины с мелкорасчлененным насыщенным рисунком протектора.

На чистом льду глубина протектора не имеет большого значения – при блокировке даже передних колес автомобиль становится неуправляемым.

Шипованные колеса способны повысить проходимость в тяжелых условиях, однако на чистом асфальте они увеличивают тормозной путь автомобиля на 20 процентов.

На скользком покрытии лучше всего тормозить двигателем. Так можно увеличить сцепление колес с дорогой и избежать юза.

В зимнее время старайтесь выполнять маневры медленно и плавно, без резких движений.

Если автомобиль ушел в занос, выворачивайте руль в сторону заноса.

При затруднении въезда на горку по раскатанному снегу, попробуйте заехать по обочине, где снег не прикатан и сцепление с дорогой лучше.

Въезжать на горку легче на заднем приводе. На переднем приводе въезжать на горку лучше задним ходом.

Во время гололеда держитесь ближе к обочине во избежание столкновения со встречным автомобилем, который занесло.

На скользкой дороге расстояние между автомобилями должно соответствовать удвоенной скорости движения.

Подъезжая к перекрестку, притормаживайте заранее – прямо перед ним может быть гололед или снежный накат.

Для торможения в экстренной ситуации можно использовать снежный вал. Пока снег не слежался, въехавшая в него машина почти не страдает.

Будьте внимательны: на въезде на эстакады и мосты часто бывает гололед.

На заднеприводном автомобиле тяжело ездить в оттепели, когда на дороге мокрая снежная каша.

Переднеприводная машина слушается водителя до тех пор, пока передние колеса создают тяговую силу. Именно поэтому не стоит сбрасывать газ, проходя скользкий поворот.

В горной местности в ясную погоду перед въездом в тень горы будьте аккуратнее — на этом участке дорога подморожена, а на солнце она оттаивает.

При поломке обогрева стекол можно протереть все стекла машины с внутренней стороны поваренной солью во избежание их обмерзания и падения видимости.

Если нужно без проблем завести автомобиль в сильный мороз, аккумулятор следует заранее поместись в теплое место.

Вместо закончившейся зимней омывающей жидкости в бачок омывателя можно залить бутылку водки.

Зимой возите с собой цепи и небольшую ручную лебедку.

Движение в горах

На затяжных спусках включайте пониженную передачу, а на АКПП не набирайте большую скорость. Тормозите плавно, не блокируя колеса.

Если в горной местности у Вас отказали тормоза, максимально снизьте скорость и поставьте машину на заднюю передачу поперек дороги в улавливателе.

Если на узком горном серпантине водитель фуры, идущей перед Вами, включает правый поворот, он сообщает о том, что дорога впереди пуста и его можно обогнать. Включенный левый поворот означает, что обгон невозможен.

При парковке автомобиля на крутом подъеме выворачивайте колеса так, что в случае самопроизвольного движения он уперся в бордюр или другое препятствие.

Двигаясь по затяжному крутому подъему горной дороги, включайте с самого его начала ту низшую передачу, которой хватит до самой вершины.

Двухколёсные участники дорожного движения

Будьте внимательны к жестам и последующим маневрам велосипедистов и помните – в большинстве своем в комплектацию велосипедов зеркала заднего вида не входят.

Не ограничивайте двухколесных собратьев в пространстве для маневрирования.

«Не притирайте» двухколесное транспортное средство во время поворота – ему требуется наклон для осуществления маневра.

Перед проведением маневров не забывайте смотреть в боковые зеркала и зеркало заднего вида, а также включать поворотник.

Выпуская пассажира, останавливайтесь так, чтобы велосипедист мог свободно проехать между выходящим пассажиром, дверью Вашего авто и бордюром.

Отъезжая от светофора, не стоит пытаться опередить находящегося рядом велосипедиста и повернуть – он разгонится быстрее тяжелой машины.

О том, что велосипедист экстренно тормозит, можно узнать по его позе: корпус и руки горизонтальны, голова пригнута, пятки ниже педалей, таз вынесен назад на заднее колесо, седло упирается в живот, педали не вращаются, шатуны горизонтальны. Зная эту позу, Вы сможете правильно реагировать, столкнувшись с велосипедистом в той или иной дорожной ситуации.

Учтите, что поток воздуха, создаваемый вашим автомобилем при движении на большой скорости, способен сбить велосипедиста с траектории его движения.

Не втискивайтесь в разрывы группы велосипедистов и не препятствуйте ее маневрам.

Помните, мотоциклисты всегда приветствуют друг друга: взмахом руки, кивком или миганием дальнего света при встречном разъезде или звуковым сигналом при обгоне.

Женщины за рулем

Не стоит относиться предвзято к девушкам за рулем: как правило, они хоть и медленные, но очень аккуратные водители.

В свою очередь, девушки должны помнить, что на дороге все участники движения равны.

Женщинам-водителям лучше всего носить закрытую обувь на мягкой плоской подошве, вроде мокасин, или обувь с маленьким каблуком.

Пешеход и водитель

Помните, что каждый водитель бывает пешеходом.

Подъезжая к «зебре», остановитесь и рукой пригласите пешехода перейти дорогу. Если пешеход предлагает Вам проехать первым, проезжайте.

Остановившись перед «зеброй» и пропуская пешехода, можно кратковременно включить «аварийку» для того, чтобы обратить внимание водителей, едущих за Вами на присутствие на дороге пешехода, который незаметен для них из-за Вашего автомобиля.

Будьте внимательны в аналогичной ситуации, когда выступаете в роли тех автомобилей, которые едут позади машины, остановившейся перед пешеходным переходом.

Объезжая стоящий пассажирский транспорт, будьте готовы к появлению выходящих из него пассажиров.

Если автомобиль, ехавший впереди Вас, включил правый поворотник, прижался к обочине и остановился, ожидайте появления из него водителя и пассажира и держитесь на расстоянии.

Не ездите с большой скоростью по дворам – в любой момент из-за угла могут выбежать дети.

Экономное движение

Для того, чтобы топливо расходовалось экономнее, необходимо заправлять машину бензином с высоким октановым числом, следить за давлением в шинах, избегать перегрузки авто.

Включенный кондиционер увеличивает расход топлива на 10 процентов.

Открытие всех окон на большой скорости также увеличивает расход горючего, оно приравнивается к еще одному пассажиру в салоне.

Багаж и предметы, закрепленные на крыше, повышают расход бензина.

Вождение в зарубежных странах

Англия

Движение — левостороннее. Большинство автомобилей – праворульные. Разворачиваются здесь везде, где это удобно водителю и не запрещено знаками. Практически во всех небольших поселках действует ограничение скорости 30 миль/час. Будьте внимательны даже при отсутствии знаков – в современных английских деревнях много камер слежения. Узкие улицы оборудованы специальными мощеными участками для разъезда встречных автомобилей. Пропустите машину, если находитесь ближе к такому участку, и не забудьте отблагодарить, помахав рукой вслед, если пропустили Вас.

Испания

Испанские водители редко пропускают своих собратьев на дороге. Стоит набраться терпения или проявить некоторую долю агрессии. Здесь запрещены экранные навигационные системы.

Франция

В стране действует негласный закон, согласно которому, совершив обгон по левому ряду, необходимо сразу перестроиться в правый, чтобы не мешать другим.

Япония

Движение – также левостороннее. Большинство автомобилей имеет правый руль. Японские водители довольно сдержанны и вежливы. Здесь принято безукоризненно соблюдать правила. Из особенностей менталитета водителей стоит отметить значительное общее ускорение потока при завершении светофорного цикла. Часто припаркованные автомобили блокируют движение, однако за это здесь не наказывают штрафом. По обочинам дорог ездит много велосипедистов. Направление их движения противоположно движению машин.

Индия

В стране и левостороннее и правостороннее движение одновременно. При возникновении затруднений на левой полосе, автомобили перемещаются на правую; при появлении свободного места машины стремятся туда «втиснуться». Чем больше транспортное средство, тем больше к нему уважение. Клаксон достаточно часто используется водителями и служит для выражения всех эмоций, приветствий и прощаний, благодарности и ругательств. На дорогах часто встречаются автобусы с паломниками, выглядящие весьма своеобразно.

Египет

Здесь также принято по любому поводу пользоваться клаксоном. Настоятельно не рекомендуется совершать поездки по ночам: по пути могут встретиться стоящие и едущие неосвещенные транспортные средства. Достаточно часто встречается явление, когда водители по необъяснимым причинам тормозят на зеленый свет светофора и, наоборот, прибавляют газу на красный.

Италия

Использование клаксона официально запрещено в жилых районах. Любое, даже незначительное, нарушение ПДД влечет за собой суровый штраф, который оплачивается сразу на месте.

Бразилия

В Бразилии правостороннее движение. На улицах городов часто встречается одностороннее движение. Припаркованные машины в центре проезжей части здесь никого не удивляют. Позаботьтесь о собственной безопасности: стоя в пробке, во избежание неприятных ситуаций закрывайте окна и блокируйте двери. В этих же целях можно оставлять «на чай» мальчикам на парковке, присматривающим за автомобилями.

Уход за автомобилем

Используйте только качественную автокосметику.

Берегите торпеду от выгорания – применяйте для лобового стекла специальную защиту от солнца.

Не натирайте торпеду средствами, придающими блеск, – в солнечную погоду она будет Вас слепить.

Не помогайте работающим стеклоподъемникам – это продлит срок их службы.

Закручивайте колесные гайки конусом вперед, так как они центруют колесо.

Затягивайте колесные гайки равномерно и проверяйте затяжку и давление в шинах через каждую тысячу километров пробега.

Периодически проверяйте уровень масла.

Обращайте внимание на осветительные прибора, в том числе задние габаритные огни и стоп-сигналы.

Не ставьте работающий малогабаритный компрессор на землю – всасываемая им пыль плохо влияет на пластмассовые уплотнения компрессора.

Проверяйте медикаменты в аптечке и срок их годности. Не забывайте менять просроченные лекарства.

Тюнинг

Существует несколько основных видов тюнинга. Однако все их объединяет одна идея – сделать машину уникальной, соответствующей пожеланиям и вкусу своего хозяина. Главное различие заключается в потраченных на тюнинг средствах.

1. Внешняя отделка – тонировка, хромирование, наклейки, установка молдингов, «антикрыльев» и пластиковых навесок, а также усовершенствование салона, декор приборной панели, смена обивки, установка воздухозаборников, люка и т.д.

2. Незначительные технические усовершенствования - настройка системы выпуска, чип-тюнинг, увеличение мощности двигателя.

3. Изменения, затрагивающие главные узлы и агрегаты машины – увеличение мощности мотора, замена амортизаторов, пружин, улучшение подвески, изменение коробки передач.

4. Нетрадиционный тюнинг – украшения, чехлы на сиденья, подвески из меха и других материалов, а также оригинальные наклейки на стекла и прочие поверхности.

Полезные советы

Если Вы застряли, попробуйте выехать, применяя трогание автомобиля «враскачку».

При движении по песку можно приспустить шины, чтобы меньше вязнуть в нем.

Перед буксировкой включите зажигание и поверните ключ на щелчок назад, так Вы избежите блокировки рулевого колеса.

При буксировке автомобиля по возможности заведите его, так как гидроусилитель работает только при заведенном двигателе.

Прежде, чем открывать двери машины, посмотрите в зеркало заднего вида.

На узкой дороге, выходя из автомобиля, не стойте с левой стороны, проходите на тротуар или за капот.

Не оставляйте в автомобиле вещи на видном месте, чтобы не провоцировать интерес у злоумышленников.

При разболтанном замке зажигания важно следить за тем, чтобы ключ извлекался в положении «Lock» - так электрооборудование будет отключено, а заряд аккумулятора сохранен.

Перед тем, как залезать под капот, особенно если прохожие указывают Вам на неполадки автомобиля, вроде масляных пятен под ним, не забывайте закрывать машину на центральный замок – это может быть всего лишь уловка мошенников.

При возникновении «грыжи» на покрышке, испорченное колесо можно переставить на правую сторону задней оси машины.

В ситуации, когда вышел из строя водительский дворник, можно открутить гайку работающего дворника и максимально наклонить его в нужную сторону.

Не залезайте под машину, установленную только на домкрате – всегда подставляйте упор.

Во время поездки элементы выхлопного тракта сильно нагреваются, поэтому после поездки от них может загореться сухая трава, бумага, тряпки – все, что находится в гараже или на обочине дороги.

Не прогревайте автомобиль в гараже – в салон даже при закрытых стёклах попадают выхлопные газы.

Социальный эксперимент «Без правил»

Семью европейскими городами и регионами, в числе которых значатся датский Эджби, английский Ипсвитч, бельгийский Остэнде и другие, был проведен эксперимент, суть которого заключалась в полной отмене знаков дорожного движения. Организаторам хотелось, чтобы движение на улицах было свободно от правил, ограничений и запретов, а общение водителей и пешеходов было дружеским и человеческим.

Специалисты считают, что чем больше указаний и директив получает человек, тем менее ответственным он становится. Люди в таких условиях просто оказываются неспособны принимать решения. Так, например, в Германии существует 684 дорожных знаков. По всей стране расставлено порядка двадцати миллионов знаков. При этом водители просто игнорируют около 70% дорожных знаков. К тому же запреты дразнят автолюбителей и вызывают у них еще большую тягу к нарушениям при любом удобном случае. В итоге, водители постоянно находятся в поиске личной выгоды и давно забыли о хороших манерах.

Новая модель организации дорожного движения предполагает предоставление большей свободы, что в свою очередь должно стимулировать ответственность за совершение тех или иных поступков. В голландской провинции Маккинг (1000 жителей) уже отказались от дорожных знаков. В городе нет никаких знаков, а также ограничений по парковке и даже разметки на дорогах.