Хочу за руль! Но кто научит?

Вы думаете, выбрать автошколу – это просто? Ничего подобного! Студентка Ульяна Смирнова рассказывает, как она искала школу, в которой новичка не обманут.

Права покупать будешь? – беседуют между собой мои сокурсники.

- Да, я нашла человека, который все сделает, - говорит одна. – Пятнадцать тысяч за справку из автошколы и тридцать за экзамен в ГАИ. Теорию придется сдавать самостоятельно, теперь за это никто не берет деньги. Меня запихнули в какую-то автошколу, даже не знаю в какую.

- А я от своей школы открепился и ушел в другую. У нас было так: проплатишь тысяч сорок – раза с третьего сдашь. Тебе надо узнать у инструктора, насколько адекватны «гайцы», к которым прикреплена школа…

Я тоже мечтаю о правах. Научиться водить автомобиль я начала хотеть с того момента, когда впервые увидела фильм «Такси». С возрастом это желание только крепло, и к началу третьего курса я поняла: пора.

Говорят, что «купить права» сегодня стоит столько же, сколько и обучение в автошколе – только платишь другим людям, получаешь корочки в максимально короткие сроки и при этом особо не напрягаешься. И в то же время я понимаю, что от моей уверенности за рулем завися здоровье и жизни людей. А значит, автошкола – единственный путь к обретению желанных навыков. Наивно? Пусть так.

Забив в поисковик «автошкола, Москва», получила внушительный список организаций, готовых предоставить свои услуги. При этом каждая из них заявляла о своей уникальности и неоспоримых преимуществах.

И цены на прохождение полного курса вождения в Москве оказались «кусачими», особенно по меркам иногородней студентки. Я уже начала думать о самоподготовке и в поиске частного инструктора, но вовремя узнала, что с ноября 2013 года сдавать экзамен в ГИБДД экстерном запрещено. Тогда-то и возник вопрос: как из всего этого многообразия выбрать «правильную» школу, где мне дадут доступные знания и качественные навыки, а не просто натаскают на экзамен в ГАИ?

Тут не сэкономишь.

Вот я решила подойти к выбору будущей школы как можно более тщательно. Руководствовалась принципом: сейчас потрачу больше времени на поиск, зато застрахуюсь от лишних нервов, денег и потерянного времени потом.

При этом все-таки хотелось подобрать что-нибудь подешевле – найти акции или спецпредложения для студентов. Знакомые из Ярославля приобрели купоны, которые полностью покрыли стоимость изучения теории и половину часов занятий с инструктором. Девочки уже сдали экзамены и получили заветные корочки. Правда, курсы растянулись почти на год.

Будучи в этой теме чайником, я потратила целый день , чтобы посмотреть ролики на YouTube и прочитать статьи о том, как правильно выбрать автошколу. Кроме этого, изучила отзывы и обсуждения в социальных сетях и на форумах. С тем же вопросом обратилась в Федерацию автовладельцев России. Однако ответ так и не пришел, что, в общем-то, было предсказуемо. Поэтому пришлось воспользоваться бесплатной консультацией у экспертов в Интернете. И несколько знакомых ровесников уже получили права, их я попросила рассказать о своих автошколах.

Довольно быстро я поняла. Что купоны – это обман. По крайней мере в Москве. Даже если автошкола лицензирована и дает знания, то в любом случае, и купив купон, придется оплатить полную стоимость курса. Скидка восполняется «супернужными» услугами, которые неожиданно возникнут в процессе обучения и требуют вложений. Плюс по купону недоступны некоторые базовые возможности. Например, замена автомобиля и инструктора. А вдруг не сойдемся характерами.

Слабое звено.

Для начала я составила список автошкол, сократив их число до десяти. Туда вошли те учебные организации, которые чаще всего встречаются в тематических топ-рейтингах на различных сайтах. Это школы «Старт», «Лидер», «Стрела», «АРГО», «АвтоЛеди», «Дилижанс», «Онлайн», «Автошколы столицы», «Центральная автошкола Москвы» и «Аррис».

Потом для удобства я нарисовала небольшую таблицу – свой рейтинг. Основные критерии: наличие лицензии; продолжительность занятий и срока обучения; стоимость курса на МКП; автопарк и возраст школы; отзывы учеников. Важным для меня было также наличие доступного и качественного сайта, содержащего всю необходимую информацию.

Первым делом проверила на сайте ГИБДД, есть ли у выбранных организаций лицензии на обучение. На тот момент в списке не оказалось автошколы «Онлайн». И отзывы ее учеников в соцсетях исключительно отрицательные: обучение сильно затягивается, внутренний экзамен не сдать без доплат, грубые инструкторы сокращают практические часы. Некоторые пишут, что судятся с этой автошколой. А ведь она получила серебро в конкурсе «Лучшая автошкола Москвы – 2014» и победила в ряде его номинаций.

Отзывы о «Центральной автошколе Москвы» не радужнее, причем не только в Сети: нашлись и живые примеры. И, судя по сайту ГИБДД, учреждение не имеет лицензии. Так что в дальнейшем я не рассматривала эти автошколы.

Пробуем бесплатно.

Заполнив таблицу в соответствии с информацией, размещенной на сайтах школ, я стала по очереди звонить в каждую. Эксперты советовали еще раз все уточнить – зачем покупать кота в мешке?

Первый звонок – в школу «АвтоЛеди», понравилось название. К тому же в Интернете было много позитивных отзывов от выпускниц. Ложку дегтя добавили лишь те, кто купили купоны. Мол, хотели подешевле, а вышло наоборот.

Уже во время разговора появились сомнения: срок обучения – 2,5 мес., при том, что занятия длятся не 120 мин, а сокращены до 90. Конечно, нормативных актов на этот счет в России нет. Но при минимально допустимой длительности курса минимально допустимая длительность урока рождает недоверие. На мой вопрос о стоимости курса девушка без колебаний сказала покупать скидочный купон. В конце разговора он пригласила меня пройти бесплатный пробный урок. Получив номер инструктора, я приготовилась к поездке. Почему нет?

И не прогадала – для меня провели полноценное полуторачасовое занятие на седане Hyundai Solaris. Дружелюбный инструктор Виталий доступно рассказал об устройстве автомобиля, научил разбираться в показателях приборной панели, заводить машину, регулировать посадку сидений и снимать блокировку руля. А еще он показал, что под капотом, дал ценные рекомендации по уходу за автомобилем и выполнил основные экзаменационные упражнения, попутно комментируя свои действия. Несмотря на то что сама площадка меня не порадовала (она небольшая и находится под мостом), впечатления от пробного урока остались самые положительные.

Предложений пройти пробный урок от других автошкол не поступило, но мне разрешили приехать и посмотреть классы, а в «Стреле» - даже поприсутствоать не теоретических занятиях.

Те же 2,5 мес., придется посвятить автошколе «Старт» (м. «Алтуфьево»), но занятия там длятся по 120 мин. В автошколах «Аррис», «Дилижанс», «Стрела», «АРГО», «Автошколы столицы» и «Лидер» полный курс обучения составляет 3-3,5 мес. А самые стильные и удобные сайты с наличием всей нужной информации оказались, по моему мнению, у школ «Старт», «АРГО», «Автошколы столицы» и «Лидер». Почти в каждом учебном центре можно пройти медкомиссию (за исключением нарколога и психиатра – к ним придется обратиться по месту прописки) и получить справку.

На вопрос про тренажеры-симуляторы в автошколе «Лидер» мне ответили: «А зачем они вам? Это выкачивание денег! Они абсолютно бесполезны. Скачайте себе на компьютер игрушку – то же самое». Аналогичными были ответы и представителей других школ. Поэтому ориентироваться на наличие «игрушек» не стала, зато на машины отечественного автопрома. Решила совладать с нашей механикой, чтобы любые автомобили были по плечу.

Зачем портить вкус?

В результате пришла вот к каким выводам. Во-первых, средняя стоимость полного курса на автомобиле с МКП в Москве – 43 000 руб. Средний официально заявленный срок обучения составляет примерно 3 мес., что соответствует ГОСТам.

Во-вторых, лучше сразу сесть за руль машины, а не симулятора. «Если бы меня тогда сразу не посадили, я бы никогда не решилась сесть за руль», - поделилась одна ученица школы «АвтоЛеди».

В-третьих, в столичных автошколах практически не осталось отечественных машин. А сами сотрудники считают, что «вкус портить не нужно» и «вряд ли молодая девушка потом сядет за нашу «девятку».

Первые три строчки в моем рейтинге поделили автошколы «Аррис», «Старт» и «Автошколы столицы». Адекватная цена, много позитивных отзывов, оптимальный срок обучения, хорошие сайты и более 15 лет существования на рынке услуг по обучению водителей. К тому же «Старт» уже второй год подряд занимает первое место в городском конкурсе «Лучшая автошкола Москвы».

К вам едет ревизор.

Предварительно позвонив и согласовав время, я отправилась в эти автошколы, чтобы проверить все изнутри.

В филиале центра «Автошколы столицы» в Бибирево (а хвалили именно этот филиал) меня встретила приятная женщина, инструктор по вождению. Она показала класс (просторный, но один на филиал) и ответила на все вопросы. Здесь есть наглядные плакаты, макеты светофоров и два компьтерных симулятора. Собеседница пообещала, что уже после второго занятия я смогу сама вести машину до учебной площадки. При этом инструктор всегда будет встречать меня у автошколы или метро и отвозить назад. Все удовольствие – 39 900 руб.

В автошколе «Аррис» я застала крепкого седого мужчину, который удивился и сначала не совсем понял, что я буду смотреть. Потом он показал два учебных класса, почему-то слишком темных даже в солнечный день, зато состояние мебели здесь неплохое. Помимо стендов, которых в «Аррис» на порядок больше, в классах есть макеты двигателей, но нет тренажеров. Да и до площадки добираться придется своим ходом. Полный курс стоит 38 000 руб.

- Бывает, что к нам приходят и говорят: «Хочу учиться на отечественной машине, и все тут!» Специально для таких случаев мы держим пенсионера на «девятке». Но я считаю, что это полный бред. Чем удобнее машина, тем приятнее процесс, - поделился мужчина.

А узнав, что я хочу съездить в автошколу «Старт», он решил подмочить репутацию конкурентам:

- Вы только не особо слушайте, рассказывают-то они красиво. На самом деле все совсем не так. И звание лучшей автошколы они себе сами присвоили.

Чтобы все же услышать обещанные рассказы, я отправилась в «Старт». Уже по дороге мне встретилось много учебных автомобилей, прикрепленных к школе.

Вокруг ресепшена столпились ученики. В помещении тесно, но гораздо уютнее, чем в двух других школах. Есть даже аквариум с какими-то интересными рыбками. У центра девять учебных классов, один из них здесь. Дождавшись очереди, я поговорила с администратором. Девушка второпях рассказала о процессе оформления и вручила прайс-лист. Кстати, класс так и не показали.

Изучила прайс и не обрадовалась. Стоимость курса – 36 000 руб. Если хочешь подготовиться к экзамену, нужно доплатить 12 000 руб. 10 дополнительных занятий. Хочешь сам выбрать инструктора и автомобиль? Выкладывай еще 1 500 руб. А если не можешь учиться вождению до 17 часов – доплачиваешь за занятия в более позднее время по 150 руб., то есть за полный курс придется отдать еще 4 200 руб. В итоге получается 53 700 руб. Конечно, выходит не так много. Почти как и «купить права». А вдруг в процессе обучения возникнут те самые «супер нужные» услуги? Кто знает.

Автошколы, которые я вывела в финал, со стороны кажутся неплохими. Сделать выбор в пользу одной было не так легко. И все-таки я остановилась на УЦ «Старт». Отчасти поддавшись влиянию грамотного маркетинга, отчасти лестным отзывам учеников. Пусть дороже, зато и уверенности в том, что деньги не будут потрачены впустую, больше. Да и реально ли получить качественную услугу за копейки? Автошкол много. К счастью, выбор пока еще остается за нами. Впрочем, правильным ли окажется мой выбор, пока что сказать не могу.