Как создать частную автошколу

(газета "Деловой Северо-Восток" №3 2005, св-во ПИ №77-15171 от 29.07.2002)

Директор центра «Старт» рассказывает историю своего бизнеса

Пособия искали на свалках.

В 1987 году Игорь Беллавин окончил с отличием Московский автодорожный институт по специальности «Организация до рожного движения». По распределению попал на автобазу ГУВД инженером по безопасности движения. Работа оказалась не сложной, но в творческом плане неинтересной, поэтому через год решил уйти со «стабильной» работы.

Присмотревшись к опыту институтского друга, в 1988 году Игорь Беллавин стал преподавателем теоретического курса в ав­тошколе ДОСААФ Бауманского района. Новая работа поправилась.

— Я старался уходить от рутинной писанины конспектов, научить людей думать,-рассказывает Игорь Юрьевич. В 1990 году ему поручили оборудовать новый класс, но никаких средств на оснащение в то время уже не выделялось. Пришлось это делать своими силами и с помощью учеников автошколы, в том числе прошлых выпусков. На свалках и сервисах искали списанные запчасти, затем мыли, разрезали, красили. Так создавались учебные пособия.

Заняли пустую нишу

Когда грянула перестройка, стали появляться частные автошколы, в середине 90-х годов Игорь Беллавин принял решение организовать свое дело. Поначалу особых проблем не было. Лицензии на обучение тогда не требовалось, учебный класс можно было арендовать без утомительного сбора документов на помещение. Площадки для обучения вождению по существовавшей в 1994 году методике тоже не требовалось. Интересно, что класс арендовали в том же ДОСААФ. Удорожание стоимости досаафовского обучения привело к тому, что там учеников почти не осталось. Тем более что эти организации инструкторов по вождению пригласили по договору из разваливающегося ДОСААФ, а в трудные моменты пришлось по работать инструктором и самому. Серьезный начальный капитал на тот момент был не нужен. Часть прибыли шла на зарплату инструкторам, остальное — на рекламу в газетах. Так дело и пошло.

— Я живу в Отрадном, ездить на работу на Бауманскую было неудобно, поэтому захотелось передвинуть работу ближе к дому, — рассказывает Игорь Юрьевич.

— В 1996 году было арендовано 2 учебных класса — в ПТУ №14б на Стандартной улице и в школе №745 на Алтуфьевском шоссе. Средств на аренду офиса поначалу не было, поэтому для набора учеников приходилось указывать в объявлениях свой домашний телефон. Автошкол в округе не хватало, и люди в «Старт» пошли. Система заработала...

Решился продать квартиру

Тут Беллавину улыбнулась удача. Правительство Москвы проводило конкурсы по продаже прав аренды принадлежащих городу помещений. Приходило не сколько потенциальных арендаторов — кто мог больше заплатить в городской бюджет, с тем и заключался договор, причем арендатору давалось право по следующего льготного выкупа помещения.

— Так мы и оказались здесь, на улице Илимской, д. 3. К 3, - говорит Беллавин.

— Здесь нас встретили выбитые окна, протекающая крыша, вырванная с мясом проводка. Помещение было в жутком состоянии, в нем рань ше ночевали бомжи. Но зато теперь мы знали, что отсюда нас уже никто не выгонит. Поэтому, заплатив в 1999 году около 160 тысяч рублей за право аренды, занялись ремонтом и привели все в порядок. Но в 2003 году перед автошколой встала новая серьезная проблема: назревало резкое увеличение арендной платы. Было очевидно, что она приблизится к рыночной. Перед руководителем "Старта" встала дилемма — вложить в выкуп немалые деньги сейчас, чтобы потом жить нормально, или же потом работать практически только на аренду (рынок автошкол к тому времени был уже переполнен, доходы снизились). За выкуп помещения площадью 177 квадратных метров на значили цену — 728 тысяч руб лей. Чтобы спасти любимое дело и собрать требуемую сумму, директору пришлось продать квартиру, которая предназначалась его детям. Это было непростое решение. Но он его принял. При чем успел это сделать в самый последний момент, перед закрытием выкупа.

Как показали дальнейшие события, он все сделал правильно. Арендная плата возросла на столько, что к нынешнему времени превысила бы эту сумму.

Недешево, зато качественно

— В середине 90-х все автошколы начинали на одном уровне, но в дальнейшем развивались по-разному, — говорит Игорь Беллавин.

— Кто-то жил сегодняшним днем, тратил деньги на себя. И это проходило, некоторое время можно было нормально жить. Но я всегда шел по другому пути, например, три года выбивал в Москомземе аренду на площадку по вождению, думая о том, что будет дальше. Теперь (с 2004 года) для создания учебной площадки официальная аренда через Москомзем обязательна, поэтому автошколе, не позаботившейся о площадках, не смогут продлить лицензии.

После выкупа помещения автошкола получила возможность вкладывать средства в расширение предприятия. Обновили парк учебных автомобилей, среди них появилась иномарка «Хендэй Акцент- с гидроусилителем.

Пять личных уроков директора автошколы «Старт»:
  • 1

    Если потерял в малом, постарайся выиграть в большом.

  • 2

    В жизни, как в шахматах, надо просчитывать шаги на несколько ходов вперед.

  • 3

    Не экономь на любимом деле

  • 4

    Не пытайся мгновенно обогатиться. Важнее имидж, зарабатываемый годами.

  • 5

    Чтобы стать хорошим руководителем, надо побывать в шкуре тех, кем руководишь.

Юрист преподает ученикам правовые основы деятельности водителя, выпускникам школы юридические услуги предоставляются со скидкой 20%. Выпускникам предлагают в дальнейшем пройти курс контраварийной подготовки. Помимо оборудованного компьютерами класса, на Илимской действуют еще два филиала — в Отрадном и в Медведкове, поскольку, как говорит Игорь Беллавин, учиться далеко никто сейчас не поедет.

Особое внимание директор уделяет тому, чтобы выпускники после обучения вождению уходили из школы довольными. Для этого он лично встречается с ними в начале обучения, а затем и в конце, когда проводится анонимный опрос на тему: "Все ли вам понравилось в автошколе?" Директор постоянно на связи. Если ученики недовольны инструктором или возникают другие про­блемы, то ученики звонят Беллавину домой. Не потому ли, несмотря на одни из самых высоких по Москве расценки, нехватки уче­ников «Старт» не испытывает?

— Недавно получили и разрабатываем новую площадку, — говорит Беллавин.
— А то на первой становится уже тесновато...

Александр КАРЧЕВСКИЙ