Использование легковых автомобилей с АКПП при подготовке водителей

(журнал "Вестник автошкол")

В последние годы все большее число начинающих водителей останавливает свой выбор на легковых автомобилях, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП). В первую очередь это касается женской половины нашего общества, которой проще влиться в современный поток дорожного движения, не задумываясь о том, какую передачу следует включить перед выполнением того или иного маневра.

Для того, чтобы получить право на управление транспортным средством, учащимся предписано сначала помучиться и освоить более сложную технику управления автомобилем с механической коробкой переключения передач (МКПП). Встает естественный вопрос — зачем и почему мы заставляем человека, заранее определившегося в своем выборе, тратить время, силы и деньги на приобретение довольно сложных специфических навыков, которыми он в дальнейшем не собирается пользоваться.

Ответ на этот вопрос прост: современная нормативная база не позволяет выдавать водительских удостоверений на право управления легковым автомобилем оснащенных АКПП. Однако в некоторых дальних регионах России, где много автомобилей с АКПП, ГИБДД допускает прием экзаменов на таких автомобилях с обязательным выполнением на автомобиле с МКПП упражнения «трогание на подъеме».

Надо сказать, что в действующих примерных программах подготовки водителей предусмотрено обучение на автомобилях с АКПП, но количество часов на это обучение такое же, как на автомобилях с МКПП. По мнению специалистов, подобный подход к обучению неоправдан, поскольку управление автомобилем с АКПП не требует обработки дополнительных навыков, связанных с выбором используемой передачи.

Не секрет, что в большинстве автошкол процесс обучения строится по давно отработанной схеме. Ученики осваивают премудрости ПДД и параллельно учатся вождению на автомобилях с МКПП. На первый взгляд, все так и должно быть. Однако некоторые прогрессивные автошколы разрабатывают и применяют на практике новые методические подходы, учитывающие потребности современного кандидата в водители.

Одним из таких нововведений с нами поделился инструктор московского Учебного Центра «СТАРТ» в Алтуфьево.

Методический прием, о котором пойдет речь, разработан для дополнительной подготовки водителей категории «В», которые, имея водительское удостоверение, в силу каких-то жизненных обстоятельств долго не сидели за рулем автомобиля. Методика основана на принципе построения обучения вождению в два этапа: сначала на автомобиле с АКПП, а затем на автомобиле с МКПП.

Приехав в Учебный центр, мы побеседовали с автором предложения — Агаповым Алексеем Михайловичем.

— Алексей Михайлович, расскажите о своем новом методическом приеме обучения.

— Все просто. Сначала ученик учится управлять автомобилем на транспортном средстве с АКПП, а затем осваивает технику использования педали сцепления и рычага переключения передач на автомобиле с МКПП.

— Кажется, что это не так просто.

— Это на первый взгляд. На самом деле камень преткновения у основной массы обучающихся у основной массы обучающихся — это процесс соединения воедино переключения передач и управления автомобилем. Очень сложно совместить скорость входа в поворот, выбрать правильную траекторию движения, передачу, включить указатель поворота, посмотреть в зеркала, вовремя нажать и отпустить педаль сцепления и тормоза.

— Я уже запуталась.

— Нувот. И Вы не за рулем сейчас находитесь! А представьте ученика, который давно не сидел за рулем! Глаза круглые, в руль вцепился, испарина на лице. Какой там рычаг! Какая педаль! Кругом машины, автобусы!

— Ну, хорошо. А Ваш методический прием помогает с этим справиться?

— Да. Помогает.

— Каким образом?

— Человек сначала учится просто управлять автомобилем. На машине с АКПП скорости переключать не надо, и он может спокойно сконцентрироваться на технике управления автомобилем. Первоначально ему необходимо научиться правильно выбрать скорость движения и освоить плавность торможения. Затем добавим ему умение выбирать верную траекторию прохождения поворота и выхода из него. Научим правильно располагать автомобиль на проезжей части при движении, читать знаки, объясним правила маневрирования и обгона. Сдобрим его знания навыками включения сигналов поворота и взглядами в зеркала заднего вида. Допустим ученика на перекресток, где он научится разбираться в праве преимущественного проезда и ориентировании в пространстве.

— Так. А дальше?

— А что дальше? Дальше все. Человек готов к освоению сцепления и рычага переключения передач. Вы заметили, что все важные навыки даются ему постепенно? Просто добавляются к уже освоенным. И работа с педалью сцепления — просто одна из функций, плавно добавленных. Человеку очень просто включить указатель поворота, когда он уже умеет держать прямолинейное движение. Так же просто он переключит скорость перед поворотом, когда знает, как правильно в него войти! Таким образом, сглаживается эффект «обучения плаванию».

— Что еще за эффект?

— Научить плавать можно простобросивсразу на глубину. Захочешь — выплывешь! Так же, примерно, можно охарактеризовать и методы обучения вождению. Наш методический подход к обучению более современен, да и гуманнее, на мой взгляд. Кроме того, он может помочь экономить время и деньги. А самое главное — нервы!

— А время и деньги почему?

— Вместо пятидесяти часов ( а то и больше), ему вполне достаточно для освоения навыков управления автомобилем и тридцати. Простая арифметика.

— И как эта идея пришла Вам в голову?

— Совершенно случайно. В нашем учебном центре проводится обучение вождению людей, уже имеющих водительское удостоверение, но с забытыми навыками. Вот такой ученик и пришел. Сказал, что будет водить «автомат». Взял занятия на автомобиле с АКПП. Навыков нет вообще. Хотя права есть. Мы с ним прошли курс обучения, и под конец он попросил попробовать проехать на «механике». Взяв машину с механической коробкой, назначили время, встретились, я ему объяснил, как пользоваться, и он ПОЕХАЛ. Сразу! Представляете? За 120 мин. Заглох всего один раз! Меня это поразило. Дальше — больше. Поделился результатом с директором нашего Учебного центра Белавиным Игорем Юрьевичем. Он предложить взять из общей группы учеников — добровольцев, не имеющих водительского удостоверения, и попробовать такую методику обучения с ними. Результаты превзошли самые смелые ожидания!

— Какие?

— Ну, во-первых, мы ожидали, что подобное обучение потребует меньшее количество часов на освоение навыков управления автомобилем, чем по стандартной методике. Но никак не в два раза! Во-вторых, ни у одного «ученика» не возникло желание прекратить обучение. Они полюбили водить машину! Им нравилось! Они приходили на занятия с улыбкой на лице, а уходили довольные, что добились результатов, к которым они стремились! Экзамены сдавали играючи!

— А почему тогда полностью не перевести обучение на эту методику?

— Во-первых, у учеников в сознании сидит «все равно сдавать на механике». А вы знаете, насколько в нашем обществе прочно закрепляются стереотипы! Во-вторых, пока по требованиям примерной программы мы не можем обучать людей меньше положенного количества часов, они не видят особой выгоды. Если бы это экономило время и деньги, наверное, желающих бы было больше.

— Получается, новый методический подход к обучению апробирован, а внедрить его в автошколе, для начинающих водителей Вы не можете?

— Ну почему не можем. С использованием этого методического подхода в нашем Центре сейчас занимается группа « Круглый стол», и от желающих туда попасть отбоя нет.

— Вы упомянули группу « Круглый стол». Это занятия по какой-то особой методике или о специфике просто судить по названию?

— Безусловно, по методике и не по одной.

— Расскажите поподробнее?

— В двух словах и не расскажешь. Это группа занимается по Европейским, апробированным в нашей автошколе методикам.

— И как результаты? Отзывы хорошие?

— Себя хвалить нехорошо. Хотите, познакомлю Вас с кем-нибудь из бывших учеников, у них спросите.

Европейский подход

Продолжение беседы об использовании легковых автомобилей с АКПП при подготовке водителей.

В предыдущем номере журнала мы начали беседу с преподавателем московского Учебного центра « СТАРТ » Алексеем Михайловичем Агаповым о методическом приеме обучения, основанном на принципе построения обучения вождению сначала на автомобиле с АКПП, а затем на автомобиле с МКПП. Мы снова встретились с Алексеем Михайловичем и пообщались с его выпускниками.

Лидия Ивановна Пожематкина одна из первых прошла обучение вождению на автомобиле с АКПП, а затем на автомобиле с МКПП.

— Лидия Ивановна, как Вы оцениваете новаторскую методику?

— Знаете, я никогда не предполагала, что буду управлять автомобилем. Тем более у меня ранее был опыт, если можно так назвать, обучения вождению. Закончилось все не очень хорошо, и я решила прекратить всякие эксперименты. До сих пор вспоминаю свое состояние полного непонимания происходящего. Но обстоятельства иногда бывают сильнее нас. Пришло время, когда факт получения водительского удостоверения стал насущной необходимостью. Алексей Михайлович предложил пройти обучение вождению по новой методике. Объяснил суть предложения. И мне оно показалось интересным. Согласилась и не пожалела!

— Расскажите о своих ощущениях во время обучения.

— Первые занятия на автомобиле с АКПП я прошла в полубессознательном состоянии. Умирала от страха. Но надо отдать должное Алексею Михайловичу, проявившему терпение и выдержку. Через несколько занятий я уже могла вполне прилично двигаться на автомобиле, не отвлекаясь на органы управления. Еще через какое-то время пропал страх, появился интерес.

— Но это все на АКПП, а экзамены надо сдавать на МКПП.

— Алексей Михайлович сказал, что у меня все получится! И когда настал момент пересесть на автомобиль с МКПП, опять вернулся страх. Садилась за руль, как в первый раз. Получив доступные объяснения как пользоваться сцеплением и рычагом переключения передач, я попробовала поехать. И у меня получилось! Как мне показалось, само собой. Еду, переключаю передачи, притормаживаю и даже успеваю смотреть на знаки. Фантастика!

— Алексей Михайлович, все было именно так, как рассказала Лидия Ивановна?

— Да, именно так. Ученики, конечно, все разные, и ко всем нужен свой подход. Но этот методический прием позволяет облегчить процесс обучения любого ученика. Сейчас это можно сказать с полной уверенностью.

— В прошлом номере вы обещали рассказать о работе с группой «Круглый стол», где используется европейский подход к обучению.

— Расскажу. Началось все с разговора с директором нашего центра Беллавиным Игорем Юрьевичем. Когда мы обсуждали с ним результаты пробного использования начального обучения на автомобилях с АКПП, он рассказал мне, что в Европе применяется метод обучения, при котором и теорию, и практику преподает один человек! Набирает группу, и весь процесс обучения контролирует от начала и до конца. То есть до получения учеником водительского удостоверения. Соответственно, отвечает не только за качество обучения ПДД, но и за освоение учеником практического управления автомобилем. Тем самым помогает ученикам теоретические знания подкреплять практикой! Обычно у нас теорию преподает один, практику — другой. Игорь Юрьевич предложил организовать на базе нашего учебного центра такую группу, в которой и практику, и теорию будет преподавать один человек. Назвать ее решили «Круглый стол», а преподавать в ней, было предложено мне.

— Так значит, Вы преподаете в группе «Круглый стол» и теорию, и практику?

— Да. И применяем в этой группе методику перехода с АКПП на МКПП. То есть Европейский подход к обучению мы совместили с методикой, о которой только что говорили. Группа «Круглый стол» немногочисленна. Средняя группа в учебном центре обычно около тридцати человек. В моей группе — максимум десять. Чем меньше учеников в группе, тем проще установить с ними контакт, завладеть вниманием, донести знания. Ученики чувствуют себя более раскованно, меньше стесняются задавать вопросы, больше общаются.

— А занятия по вождению как проходят?

— Начинают ученики с освоения техники управления автомобиля с АКПП. По мере готовности вывожу их на более сложные участки. Вот тут и вступает в действие Европейский подход к обучению. К примеру, термин «уступить дорогу» в Правилах дорожного движения звучит сложно для восприятия ученика. А на дороге я смогу этот термин расшифровать на примере и научить его правильно и безопасно принять решение: выезжать и разгоняться или притормозить. И так разбирается буквально каждый термин, каждый пункт Правил, каждый знак! Изучили зоны действия знаков — предлагаю ученику определить коней зоны действия знака уже на дороге. В общем, сам рассказываю, сам показываю. Вот так.

— Интересно!

— И ученикам тоже интересно. В процессе обучения вождению они знакомятся с особенностями торможения на автомобилях, оборудованных АБС. Мы обучаем их пользоваться парктрониками и навигаторами. К теоретическим занятиям привлекаются квалифицированные профессионалы: юрист, медик и психолог. Кроме того, в группе «Круглый стол» мы проводим для учеников дополнительные занятия по «Основам защитного стиля управления автомобилем».

— А что изучают ученики на занятиях по «Основам защитного стиля управления автомобилем»?

— С этим вопросом Вам лучше было бы обратиться к Вашему главному редактору журнала Громоковскому Геннадию Борисовичу, который вместе с методистами Учебного центра «Формас» создал эту программу второго уровня обучения начинающих водителей. Вкратце, суть данного курса состоит в том, что согласно мировой статистике, водители со стажем 3-4 месяца, наездившие несколько тысяч километров, начинают сильно переоценивать свои способности и рисковать, не умея правильно оценить степень риска, не зная, из-за недостатка опыта, где скрывается та или иная опасность. Длится этот опасный период обычно от двух до четырех лет. Программа включает в себя два теоретических и одно или несколько практических занятий с инструктором, специально подготовленным по этой же программе. Пройдя этот небольшой теоретический курс, ученик получает программу действий, которая поможет ему в процессе самостоятельного управления автомобилем выработать навыки своевременного распознавания опасности и правильного определения степени допускаемого риска. В дальнейшем инструктор может протестировать начинающего водителя, определить его ошибки и помочь исправить их.

— Ну просто высшее водительское образование!

— Ну не высшее, но выше среднего — однозначно! Вот, кстати, и выпускник подошел. Позвольте представить: Кувшинов Александр Иванович, закончил с отличием. Вы поговорите, а я скоро подойду.

— Здравствуйте, Александр Иванович. Скажите, почему Вы выбрали для обучения группу «Круглый стол»?

— Здравствуйте. В этом центре училась моя супруга. Так получилось, что она первая получила права. Отозвалась о школе очень положительно. Да и машину она водит совсем неплохо. Так что вопрос выбора автошколы не стоял. Приехал в главный офис подавать документы, здесь администраторы и предложили пройти обучение в группе «Круглый стол».

— И Вы сразу согласились?

— Почему сразу? Нет, конечно. Почитал рекламный буклет, поговорил с администраторами и даже позвонил Алексею Михайловичу. Потом согласился.

— И что Вас привлекло?

— Мне понравилась сама идея. Действительно, если один человек учит и Правилам дорожного движения, и машину водить, то такой сплав знаний будет крепче. Кроме того, небольшое количество обучаемых в группе представляется мне намного привлекательней. Да и знания с психологом, юристом, врачом и специалистом по БДД никогда лишними не будут.

— А как Вам методика перехода с АКПП на МКПП?

— Знаете, меня заинтересовала не сама методика, ее я оценил позже, а возможность освоить два различных типа автомобиля. С «автоматом» и с «механикой». Мало ли каким автомобилем придется управлять? Сейчас у моей супруги машина с АКПП. Когда она в этом центре, группы «Круглый стол» еще не существовало.

— Оправдались Ваши ожидания?

— Я вспоминаю рассказы супруги о процессе освоения премудростей вождения. Сколько нервных клеток она потеряла. Учиться ей было очень сложно. Я все эти мучения видел и переживал вместе с ней. Несмотря на трудности и жалобы, она, конечно, справилась. Но когда я сам шел в автошколу, эти рассказы и жалобы помнил хорошо. Думал, что мне предстоит такое же мучение. Однако, после того, как я научился ездить на «автомате», переход на «механику» оказался довольно безболезненным. Поделился с женой, она мне даже немножко позавидовала. Могу с уверенностью сказать: мои ожидания вполне оправдались.