Демонстрационное вождение - феномен, порождающий трагедии

Для "Автошколы "Старт" профессор В. В. Козлов

Трагедии на дорогах происходят по - разным причинам. Но есть одна категория ДТП, которая на первый взгляд ничем не отличается от других, К сожалению, она так и воспринимается автотранспортным сообществом, поэтому до сих пор не привлекла внимания ни ГИБДД, ни автомобильных корифеев, написавших многочисленные книги по вождению, ни специалистов автошкол. Причина того, что трагедии, о которых идет речь, не попали ни в чье поле зрение, объясняется одним - применяемый технократический подход при расследовании ДТП не позволяет устанавливать их (как, впрочем, и многих других трагедий!) причины, связанные с особенностями поведения человека за рулем. Однако, если провести расследование данной категории ДТП не с технократических, а психофизиологических позиций, то сразу обнаруживается одно общее во всех этих трагедиях начало — обязательно присутствует лицо, наблюдавшее за работой водителя, и которому оно не безразлично. В результате этого обычное вождение превращается в демонстрационное. Что же это за феномен «демонстрационное вождение», и почему он столь опасен?

Чтобы ответить на заданный вопрос, необходимо представлять особенности психической регуляции деятельности водителя. Это именно то, о чем сегодня не говорят ни в автошколах, ни в ГИБДД и даже не пишут в многочисленных книгах. Вся автотранспортная система России даже в 21 веке, благодаря усердиям ГИБДД, зиждется на абсолютно примитивном представлении: безопасность дорожного движения - это соблюдение ПДД + умения и навыки вождения. Отсюда пресловутые причины трагедий: нарушил ПДД или не справился с управлением и любимый метод борьбы -постоянное повышение штрафов. Но почему эти «причины» проявились, никого не интересует. Примерно такое же представление успешно культивируют в своих книгах бывавшие автогонщики, ни на секунду не задумываясь о том, что обычный водитель и автогонщик, как говорят в Одессе, «/две большие разницы».

Между тем у любого понимающего психологию специалиста изложенные выше формулировки безопасности движения и причин ДТП вызывают ироническую ухмылку. Дело в том, что водитель управляет ТС, опираясь на конкретные психические механизмы, функционирующие по определенным законам. Если данные законы соблюдаются, т. е. водитель их знает, обучен тому, как ими правильно пользоваться, да еще осведомлен об опасных факторах, которые приводят к нарушению функционирования этих законов, то он всегда будет надежен за рулем. К сожалению, ни в подготовке водителей, ни при расследовании ДТП об этих законах никто даже не заикается.

Итак, водитель регулирует свою деятельность, опираясь на психические механизмы. Несмотря на относительную многоплановость, в них достаточно четко проявляются такие слагаемые, как психические установки (уступать дорогу - не уступать, пропускать ТС - не пропускать, соблюдать скоростной режим - не соблюдать и т.д.), убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить ТС или мне надо быть осторожнее; скорость - удел сильных и др.), суждения (спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но ПДД нарушать не буду и т.п.). В данных слагаемых психических механизмов отражено отношение водителя к своим коллегам и пешеходам, требованиям нормативных документов, средствам организации и управления дорожным движением. Понятно, что при правильных установках, убеждениях и суждениях водитель будет надежен, однако если эти слагаемые страдают, то страдает и безопасность вождения.

Факторов, влияющих на состояние психических механизмов регуляции, достаточно много и водитель о них должен знать и уметь предотвращать их негативное проявление. К числу таких опасных факторов для определенной категории водителей (молодых по возрасту, особенно, если они не владеют информацией об этих факторах) относится присутствие в кабине (другом автомобиле или на дороге) лица, которое не безразлично конкретному водителю. Это приводит к непроизвольному появлению большого желания блеснуть своим водительским мастерством. Возникает опасная установка, как правило, на превышение скоростного режима движения и/или экстремальное маневрирование без учета дорожных, погодных, световых и прочих условий. Она, в свою очередь, порождает изменение мотивации: безопасность вождения уходит на задний план, а доминировать начинает достижение максимального чувственного (зрелищного) эффекта, который, как уверен водитель, вызовет восторг и восхищение у наблюдающего.

Не зная о непроизвольном появлении новой установки и извращенного мотива, водитель слепо поддается их влиянию и создает немыслимую скорость и/или выполняет недопустимые маневры. Он даже не учитывает при этом, еще раз подчеркнем, дорожных, погодных и световых условий. О том, что вождение на больших скоростях или экстремальное маневрирование имеют ряд особенностей, связанных с психофизиологическими возможностями и ограничениями человека, водители не знают. В результате они оказываются в ловушке, созданной собственными «мозгами», руками и ногами, из которой безопасно выйти не в состоянии. Одним словом, сам водитель сделал все, чтобы ДТП стало неминуемым.

Именно изложенный психический механизм приводит к многочисленным трагедиям на дорогах, когда в автомобиле гибнет не только молодой по возрасту водитель, но такой же молодой его друг или подруга. Нередко такое вождение приводит к гибели целой компания молодых друзей. Причем, как правило, автомобиль оказывается исправным, а водитель трезвым. Если же водитель бывает нетрезвым, то данный феномен проявляется значительно сильнее. К глубокому, сожалению, таких ДТП масса и самых разных видов: опрокидывание ТС на повороте, непроизвольный выезд (вынос) ТС на встречную полосу и столкновение с другим ТС, наезд на пешехода, столкновение с препятствием и т.д. Однако, еще раз отметим, они не расследуются правильно ГИБДД, а потому профилактических рекомендаций по их предотвращению не разрабатывается.

Из вышеизложенного становится понятным, почему описанный стиль вождения называется «демонстрационное вождение». Именно используя его, водитель хочет показать близкому ему человеку (или людям) свои, как ему кажется, высокие профессиональные возможности. Увы, «ножницы» возникающие между профессионализмом (низкий) и уровнем сложности выполняемой задачи (высокий), который себе определил сам водитель, приводят к трагедии. Все в ней банально просто, по только с психофизиологической точки зрения, а с технократической она остается нераскрытой.

Профилактика трагедий, связанных с феноменом «демонстрационное вождение» заключается в следующем:
  • 1

    Необходимо в программы обучения в автошколах включать сведения о психических механизмах регуляции деятельности водителя и опасных факторах, нарушающих их функционирование.

  • 2

    Следует также доводить до сведения обучаемых информацию о данном феномене.

  • 3

    Обязательно разбирать на занятиях в автошколах, автопредприятиях примеры ДТП, в которых проявился данный феномен.

  • 4

    Обучать водителей предотвращению проявления данного феномена путем самоубеждения себя в том, что изменение стиля вождения под влиянием присутствующего лица опасно и приводит к трагедиям в силу того, что психофизиологические и профессиональные возможности водителя имеют ограничения.

Изложенные рекомендации, как и сами ДТП данного вида, должны оперативно стать предметом для разбора в автошколах, если мы хотим сократить гибель людей, особенно молодых. Кстати, никакие повышения штрафов не являются действенным мероприятиям в профилактике подобных трагедий.

Автошкола "Старт" приходите к нам учиться.